1.1 Ключевые моменты, связанные с телом, тоже имеют три подраздела:
dang po lus kyi gnad gzir ba la yang gsum ste
1.1.1 Поза Дхармакаи
4, подобная сидящему "по-собачьи" льву;
1.1.2 Поза Самбхогакаи, подобная лежащему слону;
1.1.3 Поза Нирманакаи, подобная сидящему на корточках риши.
sprul sku'i bzhugs stangs drang srong tsog pu ltar bya ba dang
longs sku'i bzhugs stangs glang po che nyal ba ltar bya ba dang
chos sku'i bzhugs stangs seng ge khyi tshugs ltar bya ba dang gsum ste
Из тантры «Звук всепроникающий»5:
«В львиной позе Дхармакаи
Освобождаешься от всех обманчивых страхов
И смотришь ваджрными глазами.
В позе Самбхогакаи,
Подобной позе лежащего слона,
Испытываешь различный блаженный опыт Дхарматы
И смотришь лотосным зрением.
В позе Нирманакаи,
Посредством сидения на корточках,
Самопроизвольно испускаешь эманации(Видения) Дхарматы
И смотришь глазами Дхармы».
thal 'gyur las
chos sku'i bzhugs stangs seng ge yis
'khrul ba'i 'jigs pa kun bral nas
rdo rje'i mig gis mthong bar 'gyur
longs spyod rdzogs sku'i bzhugs stangs ni
glang chen nyal ba la brten nas
chos nyid rnams la longs spyod nas
pad+ma'i spyan gyis mthong bar 'gyur
sprul pa sku'i bzhugs stangs ni
drang srong tsog pu la brten nas
chos nyid rnam pa rang sprul nas
chos kyi mig gis mthong bar 'gyur
zhes pa dang
Из тантры «Жемчужные чётки»6:
«Есть три ключевых момента, связанные с телом:
Поза льва, слона
И поза риши».
mu tig phreng ba las
lus kyi gnad ni gsum yin te
seng ge'i tshul dang glang chen dang
drang srong lta bur gnas par bya
zhes gsungs pas
Взяв не более семи учеников,
В то время, когда небо ясное и нет ветра,
Иди с учениками в безлюдное открытое место, чтобы дать им эти инструкции.
slob bu bdun las mi mang bar byas la
nam mkha' dwangs shing ser bu med (191) pa'i dus su
slob bu rnams dben pa'i gnas su khrid de
1.1.1 Первая поза — поза Дхармакаи, как у льва, сидящего "по-собачьи":
Тело находится в положении, как у сидящей собаки,
Ступни обеих ног опущены на землю,
Руки сжаты в ваджрные кулаки,
Пальцы
7 ног упёрты в землю,
Верхняя часть тела вытянута и упруга, как у [сидящего] льва,
Сила(rtsal) направлена в шею,
А чувства принимают свои объекты.
dang po chos sku'i 'dug stangs seng ge khyi tshugs lta bu ni
lus khyi tshugs su 'dug
rkang mthil gnyis sar phab
lag pa rdo rje khu tshur bcangs te
rkang pa'i mthe'u chung rtsar sa la btsug
ro stod seng ge ltar brgyangs ste gseng la bor
rtsal 'jing pa la bskur
dbang po yul la gtad pa'o
1.1.2 Вторая поза — поза Самбхогакаи, как у лежащего слона:
Тело находится в позиции, напоминающей спящего вниз головой слона,
Колени прижаты к груди,
Стопы вытянуты подошвами наверх,
Оба локтя упёрты в землю,
Шея слегка приподнята и поддерживается [руками на уровне щёк].
gnyis pa longs sku'i 'dug stangs glang chen nyal ba lta bu ni
glang chen ltar lus kha sbubs su nyal
pus mo dang brang sprad
rkang sor phyir phul
gru mo gnyis sa la sbyar
'jing pa yid tsam gyen la btegs pa'o
1.1.3 Третья поза — поза Нирманакаи, как у сидящего на корточках риши:
Тело на корточках,
Лодыжки прижаты друг к другу,
Ступни опущены на землю,
Тело полностью выпрямлено,
Колени прижаты к груди,
Руки перекрещены в запястьях и обнимают колени,
А позвоночник прямой.
gsum pa sprul sku'i 'dug stangs drang srong tsog pu ni
lus tsog pur byas la
rkang pa'i long bu gnyis gshib
rkang mthil sa la phab
lus cha bsrangs
pus mo gnyis brang la sbyar
lag pa'i mkhrig ma gnyis bsnol la pus mo la 'khyud
rgal tshigs drang (192) por bsrang ngo
Осваивая три ключевых момента, связанных с телом,
Существующая в теле изначальная мудрость Ригпа
Зрится тобою воочию, являя цель этих ключевых моментов.
Это как в примере про змею: хоть в ней и есть кости,
Если её не сожмёшь, не ясно так ли это на самом деле.
de ltar lus kyi gnad rnam pa gsum gzir bas
lus la rig pa'i ye shes yod pa de
gnad gzir bas mngon sum du mthong ste
dper na sbrul la rkang lag yod kyang
ma gcus na mi gsal ba lta bu'o
1.2 Ключевые моменты, связанные с речью, также состоят из трех разделов:
gnyis pa ngag gi gnad la gsum ste
1.2.1 Тренировка [в безмолвии]
1.2.2 Пребывание [в безмолвии]
1.2.3 Устойчивость [в безмолвии]
ngag bslab par bya ba dang
gnas par bya ba dang
brtan par bya ba dang gsum mo
1.2.1 Тренировка [в безмолвии]:
Ты сохраняешь молчание, отвечая лишь три или четыря раза в день.
Постепенно ты говоришь всё меньше и меньше, отсекая речь.
dang po bslab pa ni
nyi ma gcig la lan gsum mam bzhi las mi smra bar
ngag je nyung je nyung du bcad par bya'o
1.2.2 Пребывание [в безмолвии]:
Не произнося в дальнейшем ни слова, речь полностью отсекается.
gnyis pa gnas pa ni
gzhan dang tshig ma 'dres par ngag khrig gis bcad par bya'o
1.2.3 Устойчивость [в безмолвии]:
Ты ничего не пытаешься выразить, словно глухонемой, и это происходит постоянно.
gsum pa brtan pa ni
ci yang mi brjod par lkugs pa ltar brtan par bya'o
1.3 Ключевые моменты, связанные с умом:
В присутствии Ригпа ничто не отвлекает,
Ведь в нём ты способен держать цель в фокусе, и в то же время быть нераздельным с ней.
gsum pa sems kyi gnad ni
rig pa gzhan du ma yengs par
gtad pa'i 'ben dang ma bral bar bya'o
2.3 Ключевые моменты, связанные с "ветром".
.
Поначалу делай короткие сессии, но часто.
Затем делай их всё длиннее и длиннее.
Потом практикуй и днём и ночью в определённые периоды времени.
Чтобы это освоить, нужно полтора лунных месяца.
3.4 Видение исчерпания в Дхармате.
3.1 Видение Дхарматы воочию
dang po chos nyid mngon sum gyi snang ba ni
Гуру [учит]: «Ключевые моменты, связанные с телом, таковы,
Ключевые моменты, связанные с речью, практикуй так,
А в ключевых моментах, связанных с умом, сосредоточение таково».
Этими тремя способами всё объясняется.
bla mas lus gnad 'di ltar gyis la
ngag gnad 'di ltar bya ste
sems gnad 'di la gtod (197) cig
ces tshig gsum gyis bstan pas
Ученик, практикуя этим способом,
И, не завися от предположений словесного анализа,
В "объективной" пустоте небесного пространства
Зрит явно, воочию(mngon sum du), присутствуя в Ригпа, видимую(snang ba) природу явлений, Дхармату(chos nyid).
Это восприятие(mthong) не подвержено загрязнению концепциями,
Поэтому его называют "Видением Дхарматы воочию".
slob mas de ltar nyams su blangs bas
yid dpyod tshig gi sgro 'dogs la rag ma lus par
yul nam mkha' stong pa la
chos nyid rig pa'i snang ba mngon sum du
rnam rtog gang gis kyang ma bslad par mthong bas
chos nyid mngon sum gyi snang ba zhes bya'o
Из тантры «Звук всепроникающий»:
«Видение Дхарматы воочию
Реально испускается из врат чувств,
Как ясность безоблачного и прозрачного неба».
thal 'gyur las
chos nyid mngon sum snang ba ni
dbang po sgo la nges thon te
sprin med dwangs pa'i mkha' la gsal
zhes pas
Таким образом, если практика пронизана тремя ключевыми моментами,
У тебя между бровями(smin phrag)
Проявляется так называемый "Светильник совершенно чистого пространства",
Похожий на радужное соцветие или
Узор павлиньего пера.
Внутренность его [образована] так называемым "Светильником пустых тигле",
Который подобен ряби на воде, возникающей, если в неё бросить камень;
Или наложенным друг на друга щитам, внутри которых
Возникают тигле, подобные маленьким зёрнышкам или горошинам.
de ltar gnad gsum bsnun te nyams su blangs pas
rang gi smin phrag tu
dbyings rnam par dag pa'i sgron ma zhes bya ba
'ja' tshon lta bu'am
rma bya'i mdongs lta bu 'char ro
de'i nang du thig le stong pa'i sgron ma zhes bya ba
ko mog tu rdo bskyur ba'i chu gnyer lta bu'am
phub kyi sba skor lta bu'i nang du
thig le nyung 'bru'am sran 'bru tsam du 'char ro
Внутри ["Светильника пустых тигле"] пролегают так называемые "Ваджрные Нитеобразные Звенья Ригпа",
Что напоминают тонкие [волосы] конского хвоста, на которых навязаны узлы;
Или полированные жемчужины, скрепленные нитью; или железные звенья цепи;
Или плетёные гирлянды цветов, колышимые ветром, и тому подобное.
Не смотря на то, что все эти элементы могут возникать в сочетании по два,
В сочетании по три и более,
Это является тем, что называется "Единым Тигле Нитеобразных Звеньев Ригпа".
de'i nang du rig pa rdo rje lu gu rgyud ces bya ba
phra ba rta rnga (198) la mdud pa byas pa lta bu dang
mu tig bstar la brgyus pa lta bu dang lcags thag lta bu dang
me tog gi drwa ba rlung gis bskyod pa lta bu la sogs pa ste
de thams cad kyang gnyis sbrel dang
gsum sbrel la sogs pa 'char te
de ni rang gi rig pa lu gu rgyud thig le nyag gcig ces bya ba yin no
Между тем, Йинг и Ригпа не существуют как то, что объединяется и разделяется
17.
Они пребывают как солнце и его лучи.
В этой связи, "Йинг" символизирует сферу светоносности;
"Изначальные мудрости" символизируют тигле;
"Каи Ригпа" — символ Нитеобразных Звеньев.
Что до их местоположения, то они естественно пребывают в центре читты
18.
Их путь — непосредственное, явное возникновение через глаза — главные органы чувств.
de yang dbyings dang rig pa 'du 'bral med pas
nyi ma dang zer gyi tshul du gnas so
de'ang dbyings kyi rtags su 'od khyim
ye shes kyi rtags su thig le
rig pa sku'i rtags su lu gu rgyud
de rnams gnas lugs tsit+ta'i dkyil na gnas nas
lam dbang po'i dwangs ma mig la mngon sum du 'char ro
Из тантры «Звук всепроникающий»:
«Видение Дхарматы воочию
Реально испускается из врат чувств,
Как ясность безоблачного и прозрачного неба».
thal 'gyur las
chos nyid mngon sum snang ba ni
dbang po sgo la nges thon te
sprin med dwangs pa'i mkha' la gsal
zhes pas
Таким образом, воззрение, основанное на цепляниях умственного анализа:
На словах, интеллектуальной праджне и тому подобном мысленном постижении, — исчезает.
des ni yid dpyod 'dzin pa'i lta ba
tshig dang blos byas shes rab la sogs rtog dpyod kyi lta ba bsnub pa'o
Из текста «Заветы перед Уходом»:
«Благодаря Видению Дхарматы воочию
Исчезает воззрение, основанное на цепляниях умственного анализа».
'das rjes las
chos nyid mngon sum snang ba yis
yid dpyod (199) 'dzin pa'i lta ba bsnub
ces so
3.2 Видение восходящего развития проявленных переживаний
gnyis pa nyams snang gong 'phel gyi snang ba ni
Существует два типа переживаний: [видимо] проявляющиеся переживания(snang nyams)
И переживания, как состояния сознания(shes nyams).
Состояния сознания —
Это переживания блаженства, ясности, пустоты и другие многочисленные области опыта.
snang nyams dang
shes nyams gnyis las
shes nyams ni
bde nyams gsal nyams stong nyams la sogs pa sna tshogs su 'char zhing
Они нестабильны, мимолётны
И используются в обычных колесницах.
Это вторичный опыт, а кроме того,
В таких учениях, как Махамудра,
Состояния сознания считаются похожими на туман:
На такие переживания нельзя положиться, как на высшие.
Самое же важное — это придерживаться высших постижений.
Здесь, степень "высоты" постижений — проявляющихся переживаний — это то, что присутствующий опыт Видений не мимолётен, а потому он наиболее важен.
mi brtan la 'gyur ba yin pas
theg pa thun mong pa'i lugs yin pas
gtso chung zhing der ma zad
phyag rgya chen po la sogs pa rnams kyang
shes pa'i nyams ni na bun dang 'dra zhes
nyams mtho dman la yid ches mi byed cing
rtogs pa mtho dman la gtsor byed pa'i phyir ro
'dir yang rtogs pa mtho dman gyi tshad snang nyams kyis bzung zhing snang ba mi 'gyur bas snang nyams gtso che'o
[Начав] подобным образом практиковать проявляющиеся переживания,
Временами "Йинг" и "Ригпа" будут ясны,
А иногда их проявление не ясно.
de ltar snang nyams nyams su blangs pa las
dbyings rig res gsal
res mi gsal ba 'byung ngo
Практикуя дальше,
"Йинг" и "Ригпа" отсоединяются от межбровья(smin mtshams las bral),
Становясь отдельными от вещественности органов чувств.
При этом "Светильник пустых тигле" без усилий проявляется и "приближается" к лицу
19.
Различные тигле становятся, как горошины,
А что касается "Ригпа"
20, [его движение] подобно пролетающей птице.
da rung nyams su blangs pas
dbyings rig smin mtshams las bral te
dbang po'i dngos po dang (200) bral te
thig le stong pa'i sgron ma rtsol ba med par shar nas 'ong ngo
thig le rnams sran ma tsam du 'gro
rig pa ni 'dab chags 'phur skyen tsam du 'gro
Практикуя дальше,
Проявления пяти светов видятся детальнее:
Они возникают вертикально и под углом;
Похожи на наконечники копий,
Квадраты,
Прямоугольные паттерны.
Эти проявления света заполняют всё перед тобой.
Хотя тигле проявляются, они становятся зеркалоподобными.
А что касается "Ригпа", [его движение] становится подобным бегущему оленю.
da rung nyams su blangs pas
'od lnga'i snang ba dum bur snang ba dang
gyen 'greng dang rtsibs shar dang
mdung rtse lta bu dang
re lde'i rnam pa lta bu dang
gru chad kyi rnam pa lta bur 'gyur zhing
'od de dag rang gi mdun tsam khyab par 'char ro
thig le yang me long tsam du 'gyur zhing
rig pa ni ri dwags rgyug pa tsam du 'gyur ro
Практикуя дальше,
Проявляется видение "Йинга", которое
Подобно драгоценной гирлянде;
Подобно сети из света, решётке, орнаменту,
Ослепительному сиянию,
Наконечникам копий;
Подобно мгогоярусной ступе,
Тысячалепестковому лотосу,
Куполу,
Солнцу и луне,
Живописному замку,
Мечу,
Ваджре,
Колесу;
По виду напоминающее рыбьи глаза.
da rung nyams su blang bas
dbyings kyi snang ba de la
rin po che'i drwa ba lta bu dang
'od kyi drwa ba dang drwa phyed dang mig mang ris lta bu dang
mig tshag dang
mdung rtse dang
mchod rten brtsegs pa lta bu dang
pad+ma stong ldan dang
gur khyim dang
nyi zla dang
mkhar thabs ris dang
ral gri dang
rdo rje dang
'khor lo dang
nya mig rnam pa lta bur 'gyur ro
Кроме того, свет смешивается с тем окружением, где ты находишься.
Тигле становятся, как домашние чашки,
А что касается "Ригпа", [его подвижность] становится подобной пчеле, кружащей вокруг нектара.
'od de yang rang (201) gnas pa'i lung pa gang bar 'gyur ro
thig le rnams mkhar phor tsam du 'gyur zhing
rig pa ni bung ba bcud la lding ba tsam du 'gyur ro
Практикуя дальше,
Свет полностью заполняет окружающий мир.
Тигле становятся похожи на щиты из кожи носорога.
21
Когда и куда бы ты ни глянул, всегда всё заполнено светом.
"Йинг" и "Ригпа" проявлены и днём и ночью.
Внутри каждого тигле видится одиночное Тело божества,
И даже в промежутках, "Ригпа" возникает в виде тонких Тел божеств,
При этом в "Ригпа" нет больше движений и дрожания — они остановились.
Таким образом, когда проявляются эти Видения бардо, то с момента их установления
22,
Последующие бардо уже не возникнут.
Поэтому, получение переживаний бардо Дхарматы является наиболее фундаментальной практикой.
da rung nyams su blangs pas
'od ni yul khams tsam du khengs
thig le ni bse phub tsam du 'gyur ro
'od bltas tshad la khyab
dbyings rig nyin mtshan med par 'char
thig le'i nang du lha sku rkyang ba re snang
rig pa'i bar du yang lha sku phra mo re 'byung ngo
rig pa 'gul 'phrig med par sdod
de ltar shar ba'i dus na bar do'i snang ba da ltar gtan la phebs pas
phyis bar do med do
des na chos nyid bar do'i nyams len dngos gzhi 'di kho na'o
Из тантры «Звук всепроникающий»:
«В Видении развития переживаний
Цвета изначальных мудростей выходят наружу,
Проявляясь вертикально и под углом.
В многочисленных тигле проявляются формы Тел.
Всё это видится в Ригпа, как объекты его [недвойственной] ясности».
thal 'gyur las
nyams kyi snang ba gong 'phel ni
ye shes kha dog phyir byung nas
gyen 'greng ba dang rtsibs shar dang
thig le sna tshogs sku nyid dang
rag pa snang ba'i yul las gsal
ces pa dang
Из текста «Заветы перед Уходом»:
«Благодаря Видению развития переживаний
Проявляется изначальная мудрость бардо».
'das rjes las
nyams snang gong du 'phel ba yis
bar (202) do'i ye shes mngon du byas
zhes so
3.3 Видение полного раскрытия Ригпа
gsum pa rig pa tshad phebs kyi snang ba ni
Если так практиковать,
Внутри каждого предыдущего тигле
Возникают пары по пять Тел в соитии "яб-юм",
Которые не поддаются исчислению.
Достигнув своего максимального объёма и размера, они видятся в своём полностью раскрытом виде
23 и больше не меняются('gyur ba med pa).
После этого можно полностью оставить всякую медитацию.
des nas nyams su blangs pas
gong gi thig le de dag re re'i nang du
sku yab yum lnga lnga 'char
de dag kyang grangs las 'das pa las
'gyur ba med pas bre tshad srang tshad la phebs pa ltar tshad la phebs te
de nas ma bsgoms kyang chog pa'o
В это время тело освобождается в Ясный Свет,
Его элементы возвращаются в их естественную чистоту,
А материальные скандхи освобождаются в их собственное состояние:
В видимую, но не формируемую намеренно собственную природу.
Таково самоосвобождение в Самбхогакаю:
То, как Самбхогакая узнаётся полностью обнажённой,
А цепляние за тело(sku) освобождается в своё собственное состояние.
de tsam nas lus 'od gsal du grol
'byung ba rang dag tu song bas
gdos bcas kyi phung po rang sar grol te
snang la rang bzhin ma grub pa
longs spyod rdzogs pa'i skur rang grol te
longs spyod rdzogs sku rjen par ngos zin pas
sku'i 'dzin pa rang sar grol ba'o
Из тантры «Звук всепроникающий»:
«В Видении полного раскрытия Ригпа
Становятся ясны признаки и символы Самбхогакаи:
Из переливающихся радужных цветов
Проявляются пары яб и юм пяти семейств [Татхагат].
Затем, каждая из отдельных пяти пар
Становятся соединёнными с другими в тигле высшей ясности.
Когда Тела в яб-юм становятся полностью проявленными,
Ошибочная видимость растворяется в вибрации(g.yo ba) Чистой Земли».
thal 'gyur las
rig pa tshad phebs snang ba la
longs sku'i mtshan dpe gsal ba ni
ma nges kha dog 'ja' tshon las
rigs lnga yab dang yum du snang
de nas lnga lnga zung du bcas
rab tu gsal ba'i thig les 'brel
yab yum sku yi snang ba can
'khrul snang zad (203) nas zhing khams g.yo
zhes pa dang
Из текста «Заветы перед Уходом»:
«Благодаря Видению полного раскрытия Ригпа
Узнаёшь Самбхогакаю».
'das rjes las
rig pa tshad phebs snang ba yis
longs spyod rdzogs pa'i sku ngos zin
ces so
3.4 Видение исчерпания в Дхармате
bzhi pa chos nyid zad pa'i snang ba ni
Далее, когда предшествующее развитие переживаний прекращается,
В этом опыте Видений
Нет больше никакого схватывания: ни проявленной ни непроявленной сущности.
В это время происходит то, что условно называют "Видением исчерпания в Дхармате".
de yang gong gi nyams de rnams kyi 'phel ba zad de
snang ba'i nyams de dag la
snang dang mi snang du 'dzin pa'i ngo bo med de
de'i tshe chos nyid zad pa'i snang ba zhes tha snyad du btags pa'o
Переживания исчерпаны, материальное тело исчерпано,
Цепляния чувств исчерпаны,
Ошибочное концептуальное мышление исчерпано,
Все теории и ошибочные представления очищены.
В
Очищенном и Развитом24 состоянии, вы не проявляетесь больше в загрязнённых материальных скандхах.
Это и называют "Исчерпанием в Дхармате",
Потому что и следование Дхарме, и ошибочные представления,
И развивающиеся проявленные переживания исчерпываются.
nyams zad gdos bcas kyi lus zad
dbang po'i 'dzin pa zad
'khrul ba'i rtog tshogs zad
grub mtha' dang 'khrul snang thams cad dag nas
zag bcas kyi phung po mi snang bar sangs rgyas pa yin te
chos nyid zad pa zhes
bya chos dang 'khrul snang dang
nyams snang gi 'phel ba zad pa'i phyir
Хотя это и называют "Исчерпанием в Дхармате",
Это не "ничто", подобное нигилистическому всеотрицающему исчезновению,
Ведь осведомлённость изначальной мудрости
И другие невыразимые благие качества реально проявляются.
Говоря короче, эти благие качества всегда совершенны(rdzogs zin pa) в потенциальности(rtsal) трёх Кай.
chos nyid zad pa zhes ming du btags pa las
ci yang med par zad nas chad lta lta bu med pa ni ma yin te
mkhyen pa'i ye shes dang
yon tan brjod kyis mi lang ba mngon du gyur te
mdor (204) na sku gsum gyi yon tan rtsal rdzogs zin pa'o
Итак, сначало испытываешь "Видение Дхарматы воочию", затем начинается "Видение восходящего развития переживаний", благодаря чему "Йинг" и "Ригпа" раскрываются всё больше и больше.
При "Полном раскрытии Ригпа"
Обнаруживается сфера изобилия(самбхога) Чистой Земли трёх Кай.
Так же, как завершается цикл в полнолуние,
Или созревает незрелый ячмень,
Исчерпывается и развитие переживаний;
Исчерпывается разум;
Исчерпываются дхармы;
Тогда же [окончательно] исчерпываются и цепляния.
Этому и даётся соответствующее простое название: "Видение исчерпания в Дхармате".
de ltar chos nyid mngon sum gyi snang ba mthong nas nyams gong 'phel gyi nyams snang dbyings rig rnams gong nas gong du 'phel ba la brten nas
rig pa tshad la phebs te
sku gsum gyi zhing khams la longs spyod cing
de nyid zla ba nya rdzogs pa'am
srus nas su smin pa ltar
nyams kyi 'phel zad
blo zad
chos zad
'dzin pa zad pa'i tshe
chos nyid zad pa'i snang ba zhes ming du btags pa tsam mo
Вы можете спросить: "Исчерпание в Дхармате", свойственное Дзогчену,
И, свойственный сутрическому пятиэтапному пути,
"Окончательный уровень [вне обучения]" с его благими качествами — это одно и то же?
Нет, это совершенно разные вещи.
Даже если последователь сутры, проходя пять этапов пути и десять бхуми [бодхисаттвы], совершенствуя при этом силу(rtsal) проявления шести тысяч благих качеств,
И дойдёт до окончательного уровня,
Он точно не увидит силы и качеств Мантраяны, а потому и не завершит(ma rdzogs pa) их.
Итак, между "Исчерпанием в Дхармате"
И "Окончательным уровнем [вне обучения]" — огромная разница.
de yang rdzogs chen gyi chos nyid zad pa dang
mdo lugs kyi lam lnga las
mthar phyin pa'i lam dang yon tan mnyam mo snyam na
gtan nas mi mnyam ste
mdo lugs kho rang gi sa bcu lam lnga'i yon tan brgya phrag drug cu'i rtsal rdzogs nas
mthar phyin pa yin kyang
da rung sngags kyi yon tan dang rtsal gtan nas ma mthong zhing ma rdzogs pa'i phyir
chos nyid zad pa dang
mthar phyin pa'i lam gnyis shin tu khyad par che'o
Из тантры «Звук всепроникающий»:
«Что касается Видения исчерпания в Дхармате,
То оно — в опустошении проявляющихся переживаний.
При этом исчерпывается как тело, так и объекты чувств,
А благодаря самоосвобождению ошибочного понятийного мышления,
Выходишь за пределы словесных утверждений».
thal 'gyur las
chos (205) nyid zad pa'i snang ba ni
nyams kyi snang ba stong nas ni
lus zad dbang po'i yul yang zad
rtog tshogs 'khrul ba rang grol nas
brjod gzhi'i tshig dang bral ba'o
zhes pa dang
Так же сказано:
«Таким образом, после остановки потока Нитеобразных Звеньев,
Грубые материальные скандхи так же перестают проявляться,
Поэтому становится явным состояние Будды».
de ltar lug rgyud rgyun chad nas
zag bcas phung po mi snang bar
'di la mngon par sangs rgya'o
zhes pa dang
Из текста «Заветы перед Уходом»:
«Благодаря Видению исчерпания в Дхармате
Обретаешь плод Великого Совершенства, свободный от действия.
Когда этим способом приходишь к окончанию(mthar) Пути в Основе,
Не остаётся никакой Нирваны, которую нужно было бы искать где-то еще».
'das rjes las
chos nyid zad pa'i snang ba yis
rdzogs chen bya bral 'bras bu thob
'di ltar gzhi lam mthar phyin nas
myang 'das gzhan du btsal du med
ces gsungs pas
Это не означает открытие врат благих качеств Мантраяны.
И упражняться в изучении и размышлении.
Нет более выского местопребывания.
Завершённость пути.