Главная

Автор: Гуру Падмасамбхава(учение-терма, открытое Карма Лингпой 1326–1386)
Цикл: Глубокая Дхарма самоосвобождения в изначальном состоянии Шитро1 — наставления по стадии Завершения для шести видов бардо2

(187) zab chos zhi khro dgongs pa rang grol gyi rdzogs rim bar do drug gi khrid yig las
Название текста: Пятая тема [цикла]. Самоосвобождение видения — Практические наставления по бардо Дхарматы
spyi don lnga pa chos nyid bar do'i khrid yig mthong ba rang grol zhes bya ba bzhugs so


Пятая общая тема — практические наставления по бардо Дхарматы,
Посвящённые прямому восприятию Самопроявлений(rang snang), которые подобны прыжку ребёнка, полного доверия, в объятия матери.
Вот учение о самоосвобождении этого видения(mthong ba):
(188) spyi don lnga pa chos nyid bar do'i khrid yig las
rang snang la yid ches pa ma pang du bu 'jug pa lta bu'i gdams ngag
mthong ba rang grol bstan pa ni

Наставления по бардо жизни, позволяющие обнаружить Всеоснову самоосвобождения;
Наставления по бардо медитации, позволяющие пребывать в самоосвобождающемся Ригпа; и другие —
Ведут к окончательной убеждённости и подлинному опыту естественного состояния — к изначально чистой пустотности.
Это называют "основополагающим циклом Трекчо".
skye gnas bar do'i khrid yig kun gzhi rang grol dang
bsam gtan bar do'i khrid yig rig pa rang grol la sogs pa rnams ni
stong nyid ka dag gi gnas lugs gdar sha bcad nas nyams su len pa ste
gzhi khregs chod kyi skor zhes bya ba yin no

Увидев воочию Дхармату, будучи знакомым3 с Ригпа, нужно выполнять практику,
Осваивая точным образом высвобождение Видений бардо Дхарматы,
Что и называется "руководством пути Тогал".
da ni chos nyid mngon sum gyi rig pa ngo sprod nas goms par byas pas
chos nyid bar do'i (189) snang ba da ltar gtan la phab nas grol bar byed pa'i
lam thod rgal gyi khrid ces bya'o

В него входят четыре темы:
'di la'ang don bzhi ste

1. Ключевые моменты, связанные с телом, речью и умом;
2. Три вида ключевых моментов, связанных со снисхождением Самопроявлений для восприятия их воочию;
3. Объяснение способов возникновения в практике четырёх Видений;
4. Последующие дополнительные упадеши.

sngon du lus ngag yid gsum gyi gnad gzir ba dang gcig
gnad rnam pa gsum la brten nas mngon sum rang thog tu dbab pa dang gnyis
nyams su blangs pas snang ba bzhi 'char tshul bstan pa dang gsum
mtha' rten rjes kyi man ngag dang bzhi'o


1. Что касается первых ключевых моментов, то здесь есть три раздела:
dang po gnad gzir ba la gsum ste

1.1 Ключевые моменты, связанные с телом
1.2 Ключевые моменты, связанные с речью
1.3 Ключевые моменты, связанные с умом
lus kyi gnad dang
ngag gi gnad dang
yid kyi gnad (190) dang gsum mo

1.1 Ключевые моменты, связанные с телом, тоже имеют три подраздела:
dang po lus kyi gnad gzir ba la yang gsum ste

1.1.1 Поза Дхармакаи4, подобная сидящему "по-собачьи" льву;
1.1.2 Поза Самбхогакаи, подобная лежащему слону;
1.1.3 Поза Нирманакаи, подобная сидящему на корточках риши.
sprul sku'i bzhugs stangs drang srong tsog pu ltar bya ba dang
longs sku'i bzhugs stangs glang po che nyal ba ltar bya ba dang
chos sku'i bzhugs stangs seng ge khyi tshugs ltar bya ba dang gsum ste

Из тантры «Звук всепроникающий»5:
«В львиной позе Дхармакаи
Освобождаешься от всех обманчивых страхов
И смотришь ваджрными глазами.
В позе Самбхогакаи,
Подобной позе лежащего слона,
Испытываешь различный блаженный опыт Дхарматы
И смотришь лотосным зрением.
В позе Нирманакаи,
Посредством сидения на корточках,
Самопроизвольно испускаешь эманации(Видения) Дхарматы
И смотришь глазами Дхармы».
thal 'gyur las
chos sku'i bzhugs stangs seng ge yis
'khrul ba'i 'jigs pa kun bral nas
rdo rje'i mig gis mthong bar 'gyur
longs spyod rdzogs sku'i bzhugs stangs ni
glang chen nyal ba la brten nas
chos nyid rnams la longs spyod nas
pad+ma'i spyan gyis mthong bar 'gyur
sprul pa sku'i bzhugs stangs ni
drang srong tsog pu la brten nas
chos nyid rnam pa rang sprul nas
chos kyi mig gis mthong bar 'gyur
zhes pa dang

Из тантры «Жемчужные чётки»6:
«Есть три ключевых момента, связанные с телом:
Поза льва, слона
И поза риши».
mu tig phreng ba las
lus kyi gnad ni gsum yin te
seng ge'i tshul dang glang chen dang
drang srong lta bur gnas par bya
zhes gsungs pas

Взяв не более семи учеников,
В то время, когда небо ясное и нет ветра,
Иди с учениками в безлюдное открытое место, чтобы дать им эти инструкции.
slob bu bdun las mi mang bar byas la
nam mkha' dwangs shing ser bu med (191) pa'i dus su
slob bu rnams dben pa'i gnas su khrid de

1.1.1 Первая поза — поза Дхармакаи, как у льва, сидящего "по-собачьи":
Тело находится в положении, как у сидящей собаки,
Ступни обеих ног опущены на землю,
Руки сжаты в ваджрные кулаки,
Пальцы7 ног упёрты в землю,
Верхняя часть тела вытянута и упруга, как у [сидящего] льва,
Сила(rtsal) направлена в шею,
А чувства принимают свои объекты.
dang po chos sku'i 'dug stangs seng ge khyi tshugs lta bu ni
lus khyi tshugs su 'dug
rkang mthil gnyis sar phab
lag pa rdo rje khu tshur bcangs te
rkang pa'i mthe'u chung rtsar sa la btsug
ro stod seng ge ltar brgyangs ste gseng la bor
rtsal 'jing pa la bskur
dbang po yul la gtad pa'o

1.1.2 Вторая поза — поза Самбхогакаи, как у лежащего слона:
Тело находится в позиции, напоминающей спящего вниз головой слона,
Колени прижаты к груди,
Стопы вытянуты подошвами наверх,
Оба локтя упёрты в землю,
Шея слегка приподнята и поддерживается [руками на уровне щёк].
gnyis pa longs sku'i 'dug stangs glang chen nyal ba lta bu ni
glang chen ltar lus kha sbubs su nyal
pus mo dang brang sprad
rkang sor phyir phul
gru mo gnyis sa la sbyar
'jing pa yid tsam gyen la btegs pa'o

1.1.3 Третья поза — поза Нирманакаи, как у сидящего на корточках риши:
Тело на корточках,
Лодыжки прижаты друг к другу,
Ступни опущены на землю,
Тело полностью выпрямлено,
Колени прижаты к груди,
Руки перекрещены в запястьях и обнимают колени,
А позвоночник прямой.
gsum pa sprul sku'i 'dug stangs drang srong tsog pu ni
lus tsog pur byas la
rkang pa'i long bu gnyis gshib
rkang mthil sa la phab
lus cha bsrangs
pus mo gnyis brang la sbyar
lag pa'i mkhrig ma gnyis bsnol la pus mo la 'khyud
rgal tshigs drang (192) por bsrang ngo

Осваивая три ключевых момента, связанных с телом,
Существующая в теле изначальная мудрость Ригпа
Зрится тобою воочию, являя цель этих ключевых моментов.
Это как в примере про змею: хоть в ней и есть кости,
Если её не сожмёшь, не ясно так ли это на самом деле.
de ltar lus kyi gnad rnam pa gsum gzir bas
lus la rig pa'i ye shes yod pa de
gnad gzir bas mngon sum du mthong ste
dper na sbrul la rkang lag yod kyang
ma gcus na mi gsal ba lta bu'o

1.2 Ключевые моменты, связанные с речью, также состоят из трех разделов:
gnyis pa ngag gi gnad la gsum ste

1.2.1 Тренировка [в безмолвии]
1.2.2 Пребывание [в безмолвии]
1.2.3 Устойчивость [в безмолвии]
ngag bslab par bya ba dang
gnas par bya ba dang
brtan par bya ba dang gsum mo

1.2.1 Тренировка [в безмолвии]:
Ты сохраняешь молчание, отвечая лишь три или четыря раза в день.
Постепенно ты говоришь всё меньше и меньше, отсекая речь.
dang po bslab pa ni
nyi ma gcig la lan gsum mam bzhi las mi smra bar
ngag je nyung je nyung du bcad par bya'o

1.2.2 Пребывание [в безмолвии]:
Не произнося в дальнейшем ни слова, речь полностью отсекается.
gnyis pa gnas pa ni
gzhan dang tshig ma 'dres par ngag khrig gis bcad par bya'o

1.2.3 Устойчивость [в безмолвии]:
Ты ничего не пытаешься выразить, словно глухонемой, и это происходит постоянно.
gsum pa brtan pa ni
ci yang mi brjod par lkugs pa ltar brtan par bya'o

1.3 Ключевые моменты, связанные с умом:
В присутствии Ригпа ничто не отвлекает,
Ведь в нём ты способен держать цель в фокусе, и в то же время быть нераздельным с ней.
gsum pa sems kyi gnad ni
rig pa gzhan du ma yengs par
gtad pa'i 'ben dang ma bral bar bya'o

2. Три вида ключевых моментов, в соответствии с которыми
Самопроявление снисходит и зрится воочию:

gnyis pa gnad rnam pa gsum la brten nas
mngon sum rang thog tu dbab pa la gsum ste

2.1 Ключевые моменты, связанные с "вратами"
2.2 Ключевые моменты, связанные с "объектом"
2.3 Ключевые моменты, связанные с "ветром".
sgo'i gnad dang
yul gyi gnad dang
rlung gi gnad dang gsum mo

2.1 Ключевые моменты, связанные с "вратами" — это глаза:
(193) dang po sgo'i gnad ni mig yin te

Из тантры «Звук всепроникающий»:
«Врата — это взгляд глазами трёх Кай».
thal 'gyur las
sgo ni sku gsum mig gis blta
zhes pa dang

Из тантры «Вне букв»8:
«Что касается глаз, устреми взгляд в пространство».
yi ge med pa las
mig ni nam mkha'i khams su blta
zhes pa dang

Из тантры «Жемчужные чётки»:
«Что касается врат, не отклоняйся от того, что есть».
mu tig phreng ba las
sgo ni de nyid ma 'gul dang
zhes pa dang

Из текста «Заветы перед Уходом»9:
«Ключевые моменты врат — поворачивать взгляд в сторону, опускать и поднимать».
'das rjes las
sgo gnad bzlog phab zur gyis blta
zhes pas

Здесь три разновидности:
'di la gsum

2.1.1 Цель взгляда Дхармакаи, когда закатываешь глаза наверх, —
Разом прекратить ошибочное видение.
chos sku'i gzigs stangs gyen du log nas bltas pas
'khrul ba'i snang ba dus gcig la 'gag pa'i dgos pa yod

2.1.2 Цель взгляда Самбхогакаи, когда устремляешь глаза в сторону, —
Воспринимать(mthong) чистые Видения изначальной мудрости.
longs sku'i gzigs stangs zur gyis bltas pas
ye shes dag pa'i snang ba mthong ba'i dgos pa yod

2.1.3 Цель взгляда Нирманакаи, когда опускаешь глаза вниз, —
Обрести контроль над ветрами и умом.
sprul sku'i gzigs stangs thur du phab pa'i tshul gyis bltas pas
rlung sems la rang dbang thob pa'i dgos pa yod


Таким образом, не отходи от трёх взглядов — ключевых моментов "врат".
de ltar sgo'i gnad gzigs stangs gsum dang ma bral bar bya'o

2.2 Ключевые моменты, связанные с "объектом":
gnyis pa yul gyi gnad ni gnyis te

Есть два: внешний Йинг10
И внутренний Йинг.
phyi'i dbyings dang
nang gi dbyings gnyis te

Из тантры «Звук всепроникающий»:
«Есть внешний и внутренний Йинг.
Внешний — это восприятие безоблачного неба,
А внутренний — это путь Светильника».
thal 'gyur las
dbyings ni (194) phyi dang nang du ste
phyi ni sprin bral mkha' la 'dzin
nang gi sgron ma lam du'o
zhes pa dang

Из тантры «Сверкающие Светильники»11:
«Оставь Ригпа во внешнем Йинге,
Тогда оно, будучи Самоосознающим, предстанет чистым в самом себе, но проявляющимся».
sgron ma 'bar ma las
rig pa phyi yi dbyings bzhag pas
rang rig rang sar dag ste snang
zhes pa dang

Из тантры «Самовозникающее Ригпа»12:
«Йинг — это источник естественного света».
rig pa rang shar las
dbyings ni rang bzhin 'od kyi khyim
zhes pa dang

Из текста «Заветы перед Уходом»:
«Ключевой момент, связанный с "объектом" — это безусловное небесное пространство».
'das rjes las
yul gnad nam mkha' rkyen bral las
zhes pas

Внешний Йинг — это безусловное небесное пространство,
А внутренний Йинг — это "Светильник совершенно чистого пространства"13.
Поскольку пустое небесное пространство
Возникает перед пустым Ригпа словно внешний объект,
То эта направленность на [внешний] Йинг, являющаяся ключевым моментом, связанным с "объектом" —
Это раскрытие бдительно расслабленной(lhug pa) изначальной мудрости.
phyi'i dbyings nam mkha' rkyen dang bral ba la
nang gi dbyings dbyings rnam par dag pa'i sgron ma'o
de yang nam mkha' stong pa la
rig pa stong pa 'char ba'i yul yin pa'i phyir
yul gyi gnad dbyings la gtad pas
ye shes lhug par 'char ro

2.3 Ключевой момент, связанный с ветром14, состоит из трёх:
gsum pa rlung gi gnad la gsum ste

Задержки,
Отпускания,
Мягкого расслабления.
bzung ba dang
'phang ba dang
dal ba brten pa dang gsum mo

Из тантры «Звук всепроникающий»:
«К ветру следует проявлять мягкость,
Возникающую, как его полное отпускание».
thal 'gyur las
rlung ni ci nas dal bya ste
rab tu 'phang ba las byung ba
zhes pa dang

Из текста «Заветы перед Уходом»:
«Ключевой момент, связанный с ветром — мягкое обращение с ним».
'das rjes las
rlung gnad shin tu dal bar bslab
(195) ces pas

Сначало выполни мягкую задержку [ветра],
Затем выпусти его вдаль, словно пускаешь стрелу,
А потом очень мягко предоставь ветру быть естественно расслабленным.
dang po dal bar bzung
de nas rgyang ring por mda' ltar 'phangs la
rjes su rlung rang babs su shin tu dal bar bya'o



Ключевой момент в отношении Ригпа —
Настойчиво удерживать [в его видении] Нитеобразные Звенья15.
rig pa'i gnad ni
lu gu rgyud brtson du bzung bar bya ste

Из тантры «Вне букв»:
«Из сущностного [состояния] возникают видимые Нитеобразные Звенья:
Тонкие, сверкающие и подвижные».
yi ge med pa las
ngo bo lu gu rgyud ltar 'byung
'phra dang 'khyug dang 'gyu ba'o
zhes pa dang

Из тантры «Самовозникающее Ригпа»:
«Тела из света, имеющие природу пяти изначальных мудростей —
Это высшая ясность в виде непрерывности Нитеобразных Звеньев,
Которые приходят и уходят, перемещаются и трепещут».
rang shar las
ye shes lnga ldan 'od kyi sku
lu gu rgyud du rab tu gsal
de yang 'gro dang 'ong ba dang
'gul ba dang ni 'phrig pa'o
zhes pa dang

Из тантры «Совершенная сила льва»16:
«Реальность самопроявляющегося Ригпа —
Это изначальная мудрость, пребывающая в Нитеобразных Звеньях».
seng ge rtsal rdzogs las
rang snang rig pa'i dngos po de
ye shes lu gu rgyud du gnas
zhes pa dang

Из текста «Заветы перед Уходом»:
«Заключи в Ригпа Нитеобразные Звенья».
'das rjes las
lug rgyud rig pa btson du bzung
zhes pas

Таким образом, не отходя от трёх типов ключевых моментов,
Созерцай Нитеобразные Звенья Ригпа.
de ltar gnad gsum dang ma bral bas
rig pa lu gu rgyud la blta'o

Поначалу делай короткие сессии, но часто.
Затем делай их всё длиннее и длиннее.
Потом практикуй и днём и ночью в определённые периоды времени.
Чтобы это освоить, нужно полтора лунных месяца.
Практикуй подобным образом.
dang po thun chung la grangs mang du bya
de nas thun je ring je ring du yun bsring
de nas nyin mtshan khyad par gyi dus (196) nyams su blang bar bya'o
zla ba phyed dang gnyis kyi 'byong bar 'gyur ro
de ltar nyams su blangs pas

3. При этом возникают следующие типы Видений:
gsum pa snang ba bzhi'i 'char tshul la bzhi ste

3.1 Видение Дхарматы воочию
3.2 Видение восходящего развития переживаний
3.3 Видение полного раскрытия Ригпа и
3.4 Видение исчерпания в Дхармате.
chos nyid mngon sum gyi snang ba dang
nyams snang gong 'phel gyi snang ba dang
rig pa tshad phebs kyi snang ba dang
chos nyid zad pa'i snang ba dang bzhi'o

Из текста «Заветы перед Уходом»:
«Благодаря Видению Дхарматы воочию
Исчезает воззрение, основанное на цепляниях умственного анализа.
Благодаря Видению восходящего развития переживаний
Проявляется изначальная мудрость бардо.
Благодаря Видению полного раскрытия Ригпа
Распознаёшь Самбхогакаю.
Благодаря Видению исчерпания в Дхармате
Обретаешь плод Великого Совершенства, свободный от действия.
Когда этим способом приходишь к окончанию(mthar) Пути в Основе,
Не остаётся никакой Нирваны, которую нужно было бы искать где-то еще».
de yang 'das rjes las
chos nyid mngon sum snang ba yis
yid dpyod 'dzin pa'i lta ba bsnub
nyams snang gong du 'phel ba yis
bar do'i ye shes mngon du byas
rig pa tshad phebs snang ba yis
longs spyod rdzogs pa'i sku ngos zin
chos nyid zad pa'i snang ba yis
rdzogs chen bya bral 'bras bu thob
'di ltar gzhi lam mthar phyin nas
myang 'das gzhan nas btsal du med
ces gsungs pas

3.1 Видение Дхарматы воочию
dang po chos nyid mngon sum gyi snang ba ni

Гуру [учит]: «Ключевые моменты, связанные с телом, таковы,
Ключевые моменты, связанные с речью, практикуй так,
А в ключевых моментах, связанных с умом, сосредоточение таково».
Этими тремя способами всё объясняется.
bla mas lus gnad 'di ltar gyis la
ngag gnad 'di ltar bya ste
sems gnad 'di la gtod (197) cig
ces tshig gsum gyis bstan pas

Ученик, практикуя этим способом,
И, не завися от предположений словесного анализа,
В "объективной" пустоте небесного пространства
Зрит явно, воочию(mngon sum du), присутствуя в Ригпа, видимую(snang ba) природу явлений, Дхармату(chos nyid).
Это восприятие(mthong) не подвержено загрязнению концепциями,
Поэтому его называют "Видением Дхарматы воочию".
slob mas de ltar nyams su blangs bas
yid dpyod tshig gi sgro 'dogs la rag ma lus par
yul nam mkha' stong pa la
chos nyid rig pa'i snang ba mngon sum du
rnam rtog gang gis kyang ma bslad par mthong bas
chos nyid mngon sum gyi snang ba zhes bya'o

Из тантры «Звук всепроникающий»:
«Видение Дхарматы воочию
Реально испускается из врат чувств,
Как ясность безоблачного и прозрачного неба».
thal 'gyur las
chos nyid mngon sum snang ba ni
dbang po sgo la nges thon te
sprin med dwangs pa'i mkha' la gsal
zhes pas

Таким образом, если практика пронизана тремя ключевыми моментами,
У тебя между бровями(smin phrag)
Проявляется так называемый "Светильник совершенно чистого пространства",
Похожий на радужное соцветие или
Узор павлиньего пера.
Внутренность его [образована] так называемым "Светильником пустых тигле",
Который подобен ряби на воде, возникающей, если в неё бросить камень;
Или наложенным друг на друга щитам, внутри которых
Возникают тигле, подобные маленьким зёрнышкам или горошинам.
de ltar gnad gsum bsnun te nyams su blangs pas
rang gi smin phrag tu
dbyings rnam par dag pa'i sgron ma zhes bya ba
'ja' tshon lta bu'am
rma bya'i mdongs lta bu 'char ro
de'i nang du thig le stong pa'i sgron ma zhes bya ba
ko mog tu rdo bskyur ba'i chu gnyer lta bu'am
phub kyi sba skor lta bu'i nang du
thig le nyung 'bru'am sran 'bru tsam du 'char ro

Внутри ["Светильника пустых тигле"] пролегают так называемые "Ваджрные Нитеобразные Звенья Ригпа",
Что напоминают тонкие [волосы] конского хвоста, на которых навязаны узлы;
Или полированные жемчужины, скрепленные нитью; или железные звенья цепи;
Или плетёные гирлянды цветов, колышимые ветром, и тому подобное.
Не смотря на то, что все эти элементы могут возникать в сочетании по два,
В сочетании по три и более,
Это является тем, что называется "Единым Тигле Нитеобразных Звеньев Ригпа".
de'i nang du rig pa rdo rje lu gu rgyud ces bya ba
phra ba rta rnga (198) la mdud pa byas pa lta bu dang
mu tig bstar la brgyus pa lta bu dang lcags thag lta bu dang
me tog gi drwa ba rlung gis bskyod pa lta bu la sogs pa ste
de thams cad kyang gnyis sbrel dang
gsum sbrel la sogs pa 'char te
de ni rang gi rig pa lu gu rgyud thig le nyag gcig ces bya ba yin no

Между тем, Йинг и Ригпа не существуют как то, что объединяется и разделяется17.
Они пребывают как солнце и его лучи.
В этой связи, "Йинг" символизирует сферу светоносности;
"Изначальные мудрости" символизируют тигле;
"Каи Ригпа" — символ Нитеобразных Звеньев.
Что до их местоположения, то они естественно пребывают в центре читты18.
Их путь — непосредственное, явное возникновение через глаза — главные органы чувств.
de yang dbyings dang rig pa 'du 'bral med pas
nyi ma dang zer gyi tshul du gnas so
de'ang dbyings kyi rtags su 'od khyim
ye shes kyi rtags su thig le
rig pa sku'i rtags su lu gu rgyud
de rnams gnas lugs tsit+ta'i dkyil na gnas nas
lam dbang po'i dwangs ma mig la mngon sum du 'char ro

Из тантры «Звук всепроникающий»:
«Видение Дхарматы воочию
Реально испускается из врат чувств,
Как ясность безоблачного и прозрачного неба».
thal 'gyur las
chos nyid mngon sum snang ba ni
dbang po sgo la nges thon te
sprin med dwangs pa'i mkha' la gsal
zhes pas

Таким образом, воззрение, основанное на цепляниях умственного анализа:
На словах, интеллектуальной праджне и тому подобном мысленном постижении, — исчезает.
des ni yid dpyod 'dzin pa'i lta ba
tshig dang blos byas shes rab la sogs rtog dpyod kyi lta ba bsnub pa'o

Из текста «Заветы перед Уходом»:
«Благодаря Видению Дхарматы воочию
Исчезает воззрение, основанное на цепляниях умственного анализа».
'das rjes las
chos nyid mngon sum snang ba yis
yid dpyod (199) 'dzin pa'i lta ba bsnub
ces so

3.2 Видение восходящего развития проявленных переживаний
gnyis pa nyams snang gong 'phel gyi snang ba ni

Существует два типа переживаний: [видимо] проявляющиеся переживания(snang nyams)
И переживания, как состояния сознания(shes nyams).
Состояния сознания —
Это переживания блаженства, ясности, пустоты и другие многочисленные области опыта.
snang nyams dang
shes nyams gnyis las
shes nyams ni
bde nyams gsal nyams stong nyams la sogs pa sna tshogs su 'char zhing

Они нестабильны, мимолётны
И используются в обычных колесницах.
Это вторичный опыт, а кроме того,
В таких учениях, как Махамудра,
Состояния сознания считаются похожими на туман:
На такие переживания нельзя положиться, как на высшие.
Самое же важное — это придерживаться высших постижений.
Здесь, степень "высоты" постижений — проявляющихся переживаний — это то, что присутствующий опыт Видений не мимолётен, а потому он наиболее важен.
mi brtan la 'gyur ba yin pas
theg pa thun mong pa'i lugs yin pas
gtso chung zhing der ma zad
phyag rgya chen po la sogs pa rnams kyang
shes pa'i nyams ni na bun dang 'dra zhes
nyams mtho dman la yid ches mi byed cing
rtogs pa mtho dman la gtsor byed pa'i phyir ro
'dir yang rtogs pa mtho dman gyi tshad snang nyams kyis bzung zhing snang ba mi 'gyur bas snang nyams gtso che'o

[Начав] подобным образом практиковать проявляющиеся переживания,
Временами "Йинг" и "Ригпа" будут ясны,
А иногда их проявление не ясно.
de ltar snang nyams nyams su blangs pa las
dbyings rig res gsal
res mi gsal ba 'byung ngo

Практикуя дальше,
"Йинг" и "Ригпа" отсоединяются от межбровья(smin mtshams las bral),
Становясь отдельными от вещественности органов чувств.
При этом "Светильник пустых тигле" без усилий проявляется и "приближается" к лицу19.
Различные тигле становятся, как горошины,
А что касается "Ригпа"20, [его движение] подобно пролетающей птице.
da rung nyams su blangs pas
dbyings rig smin mtshams las bral te
dbang po'i dngos po dang (200) bral te
thig le stong pa'i sgron ma rtsol ba med par shar nas 'ong ngo
thig le rnams sran ma tsam du 'gro
rig pa ni 'dab chags 'phur skyen tsam du 'gro

Практикуя дальше,
Проявления пяти светов видятся детальнее:
Они возникают вертикально и под углом;
Похожи на наконечники копий,
Квадраты,
Прямоугольные паттерны.
Эти проявления света заполняют всё перед тобой.
Хотя тигле проявляются, они становятся зеркалоподобными.
А что касается "Ригпа", [его движение] становится подобным бегущему оленю.
da rung nyams su blangs pas
'od lnga'i snang ba dum bur snang ba dang
gyen 'greng dang rtsibs shar dang
mdung rtse lta bu dang
re lde'i rnam pa lta bu dang
gru chad kyi rnam pa lta bur 'gyur zhing
'od de dag rang gi mdun tsam khyab par 'char ro
thig le yang me long tsam du 'gyur zhing
rig pa ni ri dwags rgyug pa tsam du 'gyur ro

Практикуя дальше,
Проявляется видение "Йинга", которое
Подобно драгоценной гирлянде;
Подобно сети из света, решётке, орнаменту,
Ослепительному сиянию,
Наконечникам копий;
Подобно мгогоярусной ступе,
Тысячалепестковому лотосу,
Куполу,
Солнцу и луне,
Живописному замку,
Мечу,
Ваджре,
Колесу;
По виду напоминающее рыбьи глаза.
da rung nyams su blang bas
dbyings kyi snang ba de la
rin po che'i drwa ba lta bu dang
'od kyi drwa ba dang drwa phyed dang mig mang ris lta bu dang
mig tshag dang
mdung rtse dang
mchod rten brtsegs pa lta bu dang
pad+ma stong ldan dang
gur khyim dang
nyi zla dang
mkhar thabs ris dang
ral gri dang
rdo rje dang
'khor lo dang
nya mig rnam pa lta bur 'gyur ro

Кроме того, свет смешивается с тем окружением, где ты находишься.
Тигле становятся, как домашние чашки,
А что касается "Ригпа", [его подвижность] становится подобной пчеле, кружащей вокруг нектара.
'od de yang rang (201) gnas pa'i lung pa gang bar 'gyur ro
thig le rnams mkhar phor tsam du 'gyur zhing
rig pa ni bung ba bcud la lding ba tsam du 'gyur ro

Практикуя дальше,
Свет полностью заполняет окружающий мир.
Тигле становятся похожи на щиты из кожи носорога.21
Когда и куда бы ты ни глянул, всегда всё заполнено светом.
"Йинг" и "Ригпа" проявлены и днём и ночью.
Внутри каждого тигле видится одиночное Тело божества,
И даже в промежутках, "Ригпа" возникает в виде тонких Тел божеств,
При этом в "Ригпа" нет больше движений и дрожания — они остановились.
Таким образом, когда проявляются эти Видения бардо, то с момента их установления22,
Последующие бардо уже не возникнут.
Поэтому, получение переживаний бардо Дхарматы является наиболее фундаментальной практикой.
da rung nyams su blangs pas
'od ni yul khams tsam du khengs
thig le ni bse phub tsam du 'gyur ro
'od bltas tshad la khyab
dbyings rig nyin mtshan med par 'char
thig le'i nang du lha sku rkyang ba re snang
rig pa'i bar du yang lha sku phra mo re 'byung ngo
rig pa 'gul 'phrig med par sdod
de ltar shar ba'i dus na bar do'i snang ba da ltar gtan la phebs pas
phyis bar do med do
des na chos nyid bar do'i nyams len dngos gzhi 'di kho na'o

Из тантры «Звук всепроникающий»:
«В Видении развития переживаний
Цвета изначальных мудростей выходят наружу,
Проявляясь вертикально и под углом.
В многочисленных тигле проявляются формы Тел.
Всё это видится в Ригпа, как объекты его [недвойственной] ясности».
thal 'gyur las
nyams kyi snang ba gong 'phel ni
ye shes kha dog phyir byung nas
gyen 'greng ba dang rtsibs shar dang
thig le sna tshogs sku nyid dang
rag pa snang ba'i yul las gsal
ces pa dang

Из текста «Заветы перед Уходом»:
«Благодаря Видению развития переживаний
Проявляется изначальная мудрость бардо».
'das rjes las
nyams snang gong du 'phel ba yis
bar (202) do'i ye shes mngon du byas
zhes so

3.3 Видение полного раскрытия Ригпа
gsum pa rig pa tshad phebs kyi snang ba ni

Если так практиковать,
Внутри каждого предыдущего тигле
Возникают пары по пять Тел в соитии "яб-юм",
Которые не поддаются исчислению.
Достигнув своего максимального объёма и размера, они видятся в своём полностью раскрытом виде23 и больше не меняются('gyur ba med pa).
После этого можно полностью оставить всякую медитацию.
des nas nyams su blangs pas
gong gi thig le de dag re re'i nang du
sku yab yum lnga lnga 'char
de dag kyang grangs las 'das pa las
'gyur ba med pas bre tshad srang tshad la phebs pa ltar tshad la phebs te
de nas ma bsgoms kyang chog pa'o

В это время тело освобождается в Ясный Свет,
Его элементы возвращаются в их естественную чистоту,
А материальные скандхи освобождаются в их собственное состояние:
В видимую, но не формируемую намеренно собственную природу.
Таково самоосвобождение в Самбхогакаю:
То, как Самбхогакая узнаётся полностью обнажённой,
А цепляние за тело(sku) освобождается в своё собственное состояние.
de tsam nas lus 'od gsal du grol
'byung ba rang dag tu song bas
gdos bcas kyi phung po rang sar grol te
snang la rang bzhin ma grub pa
longs spyod rdzogs pa'i skur rang grol te
longs spyod rdzogs sku rjen par ngos zin pas
sku'i 'dzin pa rang sar grol ba'o

Из тантры «Звук всепроникающий»:
«В Видении полного раскрытия Ригпа
Становятся ясны признаки и символы Самбхогакаи:
Из переливающихся радужных цветов
Проявляются пары яб и юм пяти семейств [Татхагат].
Затем, каждая из отдельных пяти пар
Становятся соединёнными с другими в тигле высшей ясности.
Когда Тела в яб-юм становятся полностью проявленными,
Ошибочная видимость растворяется в вибрации(g.yo ba) Чистой Земли».
thal 'gyur las
rig pa tshad phebs snang ba la
longs sku'i mtshan dpe gsal ba ni
ma nges kha dog 'ja' tshon las
rigs lnga yab dang yum du snang
de nas lnga lnga zung du bcas
rab tu gsal ba'i thig les 'brel
yab yum sku yi snang ba can
'khrul snang zad (203) nas zhing khams g.yo
zhes pa dang

Из текста «Заветы перед Уходом»:
«Благодаря Видению полного раскрытия Ригпа
Узнаёшь Самбхогакаю».
'das rjes las
rig pa tshad phebs snang ba yis
longs spyod rdzogs pa'i sku ngos zin
ces so

3.4 Видение исчерпания в Дхармате
bzhi pa chos nyid zad pa'i snang ba ni

Далее, когда предшествующее развитие переживаний прекращается,
В этом опыте Видений
Нет больше никакого схватывания: ни проявленной ни непроявленной сущности.
В это время происходит то, что условно называют "Видением исчерпания в Дхармате".
de yang gong gi nyams de rnams kyi 'phel ba zad de
snang ba'i nyams de dag la
snang dang mi snang du 'dzin pa'i ngo bo med de
de'i tshe chos nyid zad pa'i snang ba zhes tha snyad du btags pa'o

Переживания исчерпаны, материальное тело исчерпано,
Цепляния чувств исчерпаны,
Ошибочное концептуальное мышление исчерпано,
Все теории и ошибочные представления очищены.
В Очищенном и Развитом24 состоянии, вы не проявляетесь больше в загрязнённых материальных скандхах.
Это и называют "Исчерпанием в Дхармате",
Потому что и следование Дхарме, и ошибочные представления,
И развивающиеся проявленные переживания исчерпываются.
nyams zad gdos bcas kyi lus zad
dbang po'i 'dzin pa zad
'khrul ba'i rtog tshogs zad
grub mtha' dang 'khrul snang thams cad dag nas
zag bcas kyi phung po mi snang bar sangs rgyas pa yin te
chos nyid zad pa zhes
bya chos dang 'khrul snang dang
nyams snang gi 'phel ba zad pa'i phyir

Хотя это и называют "Исчерпанием в Дхармате",
Это не "ничто", подобное нигилистическому всеотрицающему исчезновению,
Ведь осведомлённость изначальной мудрости
И другие невыразимые благие качества реально проявляются.
Говоря короче, эти благие качества всегда совершенны(rdzogs zin pa) в потенциальности(rtsal) трёх Кай.
chos nyid zad pa zhes ming du btags pa las
ci yang med par zad nas chad lta lta bu med pa ni ma yin te
mkhyen pa'i ye shes dang
yon tan brjod kyis mi lang ba mngon du gyur te
mdor (204) na sku gsum gyi yon tan rtsal rdzogs zin pa'o

Итак, сначало испытываешь "Видение Дхарматы воочию", затем начинается "Видение восходящего развития переживаний", благодаря чему "Йинг" и "Ригпа" раскрываются всё больше и больше.
При "Полном раскрытии Ригпа"
Обнаруживается сфера изобилия(самбхога) Чистой Земли трёх Кай.
Так же, как завершается цикл в полнолуние,
Или созревает незрелый ячмень,
Исчерпывается и развитие переживаний;
Исчерпывается разум;
Исчерпываются дхармы;
Тогда же [окончательно] исчерпываются и цепляния.
Этому и даётся соответствующее простое название: "Видение исчерпания в Дхармате".
de ltar chos nyid mngon sum gyi snang ba mthong nas nyams gong 'phel gyi nyams snang dbyings rig rnams gong nas gong du 'phel ba la brten nas
rig pa tshad la phebs te
sku gsum gyi zhing khams la longs spyod cing
de nyid zla ba nya rdzogs pa'am
srus nas su smin pa ltar
nyams kyi 'phel zad
blo zad
chos zad
'dzin pa zad pa'i tshe
chos nyid zad pa'i snang ba zhes ming du btags pa tsam mo

Вы можете спросить: "Исчерпание в Дхармате", свойственное Дзогчену,
И, свойственный сутрическому пятиэтапному пути,
"Окончательный уровень [вне обучения]" с его благими качествами — это одно и то же?
Нет, это совершенно разные вещи.
Даже если последователь сутры, проходя пять этапов пути и десять бхуми [бодхисаттвы], совершенствуя при этом силу(rtsal) проявления шести тысяч благих качеств,
И дойдёт до окончательного уровня,
Он точно не увидит силы и качеств Мантраяны, а потому и не завершит(ma rdzogs pa) их.
Итак, между "Исчерпанием в Дхармате"
И "Окончательным уровнем [вне обучения]" — огромная разница.
de yang rdzogs chen gyi chos nyid zad pa dang
mdo lugs kyi lam lnga las
mthar phyin pa'i lam dang yon tan mnyam mo snyam na
gtan nas mi mnyam ste
mdo lugs kho rang gi sa bcu lam lnga'i yon tan brgya phrag drug cu'i rtsal rdzogs nas
mthar phyin pa yin kyang
da rung sngags kyi yon tan dang rtsal gtan nas ma mthong zhing ma rdzogs pa'i phyir
chos nyid zad pa dang
mthar phyin pa'i lam gnyis shin tu khyad par che'o

Из тантры «Звук всепроникающий»:
«Что касается Видения исчерпания в Дхармате,
То оно — в опустошении проявляющихся переживаний.
При этом исчерпывается как тело, так и объекты чувств,
А благодаря самоосвобождению ошибочного понятийного мышления,
Выходишь за пределы словесных утверждений».
thal 'gyur las
chos (205) nyid zad pa'i snang ba ni
nyams kyi snang ba stong nas ni
lus zad dbang po'i yul yang zad
rtog tshogs 'khrul ba rang grol nas
brjod gzhi'i tshig dang bral ba'o
zhes pa dang

Так же сказано:
«Таким образом, после остановки потока Нитеобразных Звеньев,
Грубые материальные скандхи так же перестают проявляться,
Поэтому становится явным состояние Будды».
de ltar lug rgyud rgyun chad nas
zag bcas phung po mi snang bar
'di la mngon par sangs rgya'o
zhes pa dang

Из текста «Заветы перед Уходом»:
«Благодаря Видению исчерпания в Дхармате
Обретаешь плод Великого Совершенства, свободный от действия.
Когда этим способом приходишь к окончанию(mthar) Пути в Основе,
Не остаётся никакой Нирваны, которую нужно было бы искать где-то еще».
'das rjes las
chos nyid zad pa'i snang ba yis
rdzogs chen bya bral 'bras bu thob
'di ltar gzhi lam mthar phyin nas
myang 'das gzhan du btsal du med
ces gsungs pas

Окончательное достижение пути в Дзогпа Ченпо таково, что
Будущее явление Нирваны
И путь к ней не нужно где-либо искать;
И это окончательно.
rdzogs pa chen po mthar phyin pa'i lam yin te
de nas mya ngan 'das pa'i chos dang
lam gzhan du btsal rgyu med de
mthar thug pa'o

Даже если достичь окончательного уровня в низших колесницах,
Это не означает открытие врат благих качеств Мантраяны.
Поэтому и нужно войти в Мантраяну
И упражняться в изучении и размышлении.
Таким образом, достижение окончательного в Сутре —
Это не означает достижения окончательного в Мантре.
theg pa 'og ma'i mthar phyin pa'i lam thob kyang
sngags kyi yon tan gyi sgo ma mthong
de nas sngags la 'jug cing
thos bsam la sbyang dgos pa'i phyir
mdo'i mthar phyin kyang
sngags (206) kyi mthar ma phyin pa'o

Этот [плод Мантры] является окончанием всех путей —
Нет более выского местопребывания.
Завершённость места —
Завершённость пути.
Поскольку нет более высокого и великого пути,
Это называют "Великой Завершённостью", Дзогпа Ченпо.
'di ni lam thams cad mthar phyin pa yin pas
de las yar phul sa med pas
sa rdzogs
lam rdzogs
de las lam yar che ba gzhan med pas
rdzogs pa chen po zhes ming du btags so

Таково учение о способах возникновения четырёх Видений.
de ltar snang bzhi'i 'char tshul bstan nas

4. Дополнительные упадеши:
de nas mtha' rten rjes kyi man ngag ni bzhi ste

Заложи основу — три неподвижности;
Установи критерий — три стабильности;
Забей гвозди — три достижения;
Прийди к окончанию — к четырём уверенностям.
Подробнее об этом сказано в других источниках.
mi 'gul pa gsum la gzhi bca'
sdod pa gsum gyis tshad bzung
thob pa gsum gyis gzer gdab
gdeng bzhi'i mthar phyin pa ste
rgyas par gzhan nas 'byung ngo


Это были практические наставления по бардо Дхарматы
Под названием «Самоосвобождение видения».
САМАЙЯ!
chos nyid bar do'i khrid yig
mthong ba rang grol zhes bya ba
sa ma ya

Тибетский текст 1 - Cycle of special instructions on Nyingma practices. In use at Katok Monastery.pdf
Тибетский текст 2 - Lama Norbu's personal collection of rare texts from Kham.pdf

_________________
1 Тиб. zhi khro dgongs pa — изначальное состояние, проявляющееся для практика Тантры в "мирных" и "гневных" образах, т.е. в спокойном состоянии и в аспекте чистого, не-кармического движения, являющегося выражением первичной энергии чувств, эмоций и т.д.
Шитро — слово тибетское и состоит из двух слов: ши и тро. Ши значит «мирные», а тро — «гневные». Имеются в виду мирные и гневные проявления божеств. Но образы шитро — это не само шитро. То, что мы представляем, — это символ, показывающий, как получить знание шитро. Истинное же шитро — наше состояние. Каждый человек, независимо от того, следует ли он учению, получал ли его передачу, по своей природе обладает шитро. Какая же тогда разница между теми, кто получил передачу, и теми, кто ее не получил? Те, кто получил передачу, знают, что в их истинном состоянии присутствует так называемое шитро. А кто не получил передачу, этого не ведают.
Чогьял Намкай Норбу


2 Тиб. bar do drug — Шесть бардо. Шесть временных промежутков, в которых может находится сознание. Когда сознание превосходится изначальной мудростью, превосходится время и бардо. В этом смысле, решающую роль для полной реализации играют посмертные виды бардо.
1) Бардо жизни — период существования между зачатием и смертью.
2) Бардо сновидения.
3) Бардо медитации.
4) Бардо умирания — процесс умирания и момент непосредственного перехода в непроявленное, бессознательное состояние.
5) Бардо Дхарматы — период проявления изначального состояния, Дхарматы в различных видениях звука, света и лучей. Степень устойчивости и полное освобождение на этом этапе непосредственно зависят от опыта в практике Тогал или Тантрической стадии "завершения".
6) Бардо Становления — промежуточное состояние, соответствующее желанию нового воплощения. На этой стадии есть возможность направить намерение на воплощение в Чистых Землях Будд.

3 Тиб. ngo sprod: встретиться лицом к лицу, ввести в курс, передать что-либо, ознакомить, ознакомиться. Способ, которым Учитель знакомит ученика с его собственным изначальным лицом, Ригпа, и способ распознавания этого истинного, естественного состояния учеником.

4 В оригинале, в этом перечислении, на первом месте — поза Нирманакаи(sprul sku'i bzhugs stangs), но в последующем объяснении порядок именно такой.

5 Тиб. rin po che 'byung bar byed pa sgra thal 'gyur chen po'i rgyud — тантра «Великий всепроникающий звук — драгоценный источник проявлений». Одна из 17 тантр(rgyud bcu bdun) раздела Упадеши(Менгагдэ).

6 Тиб. mu tig rin po che phreng ba'i rgyud — тантра «Драгоценные жемчужные чётки». Одна из rgyud bcu bdun.

7 Тиб. mthe'u chung — маленькие пальцы, мизинцы. Здесь приводится вариант позы на корточках: стоя на пальцах ног, с приподнятыми ягодицами и упором в пол ладоней, сжатых в ваджрные кулаки. Так как колени разведены не под прямым углом, опора происходит больше на ряд маленьких, чем на большой палец. Так как руки расположены близко друг к другу между колен, создаётся естественная напряжённость в шее и приподнятость головы.


В «Йеше Лама» Джигмед Лингпа объясняет:
Что касается позы льва или Дхармакайи:
Удерживая равновесие на корточках — на соединённых спереди стопах, пресекаешь прану движения [мыслей];
Благодаря выпрямленному телу, прана становится причиной возникновения блаженства;
Когда вес(rtsal) [наклонённой назад] головы предоставляешь шее, мысли теряют свою великую власть;
Сложив пальцы двух [рук] в кулаки, и поместив их возле соединённых стоп, уравновешиваешь элементы.

Всеведающий [Лонгченпа] писал:
«Некоторые считают, что следует, поставив стопы на землю и сидя на корточках, опираться на ладони рук по бокам от коленей.
Похоже, что у них нет ни грамма реализации проявленной сути.»
Следует принять это во внимание.
chos sku'i bzhugs stangs seng ge lta bu ni
'gying tshugs tsog pu'i rkang mthil gnyis mdun du sprad pas g.yo byed kyi rlung non
lus kyi cha bsrangs pas rlung bde lugs su rgyu
mgo rtsal mjing pa la bskur bas rnam rtog 'gag stobs che
lag sor gnyis nang du bsgongs te rkang mthil gnyis sprad pa'i dbus su btsugs pas 'byung ba cha snyoms par byed de

kun mkhyen gyis
kha cig rkang mthil sa la phab nas tsog pur 'dug pa'i g.yas g.yon gnyis su lag pa'i mthil sa la 'dzugs par 'dod de
dgongs pa cung zad ma lon par snang ngo
zhes pa la dpyad pa 'jug dgos so

В «Кунту Зангпо Ньингтиг»(«Капли Сердца Дхармакайи», 'od gsal rdzogs pa chen po'i lam gyi rim pa'i khrid yig kun tu bzang po'i snying tig) бонский мастер Шардза Таши Гьялцен пишет:
Чтобы сидеть так, как восседает лев, следует поместить переднюю часть стоп на землю, приподнять ягодицы, выпрямить спину и закрыть нижнюю дверь (анус). Голова слегка наклонена назад, а руки помещены на землю между ног. Поза напоминает сидение на корточках. В некоторых учениях говорится, что следует ставить всю ступню на землю, но в нашей традиции ставится на землю лишь передняя ее часть. Это делается с целью устранения ветра, вызывающего беспокойные мысли, и открытия центрального канала, с тем чтобы могли начаться видения. Также это помогает стабилизировать естественное состояние.

В «Сути Ваджры»(dag snang ye shes drwa ba las gnas lugs rang byung gi rgyud rdo rje'i snying po) Дуджом Лингпа пишет:
Первое, поза льва такова: соедините ступни перед собой. Упритесь своими ваджрными кулаками в землю, между ногами, и устремите взгляд в небо. Это поза и взгляд Дхармакайи.


8 Тиб. yi ge med pa'i rgyud chen po — Великая тантра «Вне букв». Одна из rgyud bcu bdun.

9 Тиб. sangs rgyas kyi 'das rjes — «Заветы Будды перед Уходом». Три короткие упадеши(или упадеша, состоящая из трёх частей), являющиеся одними из коренных для цикла Кхандро Ньинтиг(Сердечная суть дакинь). Так же входят в Вима Ньинтиг(в подраздел «Золотые письмена»). Тайные инструкции Дзогчен; заветы, которые получил Гараб Дордже от Ваджрадхары. Эти упадеши можно найти в начале второго тома «Сокровищницы драгоценных наставлений»(gdams ngag rin po che'i mdzod) Джамгона Конгтрула Лодрё Тхайе, а так же в «Ньингтиг Ябши» Лонгчена Рабджама.

10 Тиб. dbyings; санскр. dhātu: Основное пространство, вместилище, мир, сфера. В данном тексте используется специфическая терминология практики Тогал, поэтому смысл здесь определяется исключительно контекстом и примерным пониманием общеупотребительного значения.

11 Тиб. gser gyi me tog mdzes pa rin po che sgron ma 'bar ba'i rgyud — тантра «Сверкающие Светильники — Золотой цветок, прекрасный и драгоценный». Одна из rgyud bcu bdun.

12 Тиб. rig pa rang shar chen po'i rgyud — тантра «Великое самовозникающее Ригпа». Одна из rgyud bcu bdun.

13 Тиб. sgron ma — светильник, светоч, лампа. В книге «Намкай Норбу, Джон Шейн. Кристалл и Путь Света» можно встретить это понятие, переведённое, как "свет" во множественном числе:
Занимаясь практикой "четыре света", достигают четырех видений тодгэл, а далее, благодаря единству видения и пустоты, достигают реализации Тела Света.
Понятие "Светильник" — ключевое для практики Тогал. Оно используется для объяснения практики развития Видений и исчерпания материальной телесности в сущности первоэлементов.
В тантре «Сверкающие Светильники» сказано:
1. Светильник воды (глазного яблока), что может заарканить всё на расстоянии.
Благодаря ему различные формы собраны в сущностном состоянии.
2. Светильник саморождённой Праджни.
Благодаря ему отсекаются различные сомнения.
3. Светильник пустых тигле.
Благодаря ему стирается разница между сансарой и нирваной.
4. Светильник чистого Пространства-Йинга.
Благодаря ему объединяются(rnal 'byor, йога) с развивающимися проявленными переживаниями.
rgyang zhags chu yi sgron ma yis
gzugs sogs ngo bo nyid du sdud
shes rab rang byung sgron ma yis
theg pa rnams kyi the tshom gcod
thig le stong pa'i sgron ma yis
'khor 'das bsre ba'i mtshams sbyor byed
dag pa dbyings kyi sgron ma yis
rnal 'byor nyams kyi bogs 'don byed
В других источниках к ним добавляются ещё два:
- Светильник читты в теле (tsit ta sha'i sgron ma) — сердечный центр, как источник светоносности и
- Светильник гладкого белого канала (dkar 'jam rtsa'i sgron ma) — соединяющий центр читты и глаза.
В случае четырёх, эти два являются аспектами Светильника воды.

14 Тиб. rlung; санскр. prāṇa: буквальный перевод тибетского слова лунг — "ветер", санскритского слова прана — "жизнь", "дыхание". Сила или энергия жизненного "ветра". В пранаяме связана непосредственно с вдыхаемым воздухом.

15 Тиб. lu gu rgyud — «завитки барашка». Светоносность Ригпа в практике Тогал в виде сцепленных звеньев из тигле и нитеобразных подвижных лучей света. Если на первых этапах это могут быть тонкие проплывающие светлые волоски, то дальше они приобретают более сложную структуру и "срастаются" с тигле в устойчивых орнаментах, формирующих мандалу. Радужное пространство, нити и тигле неотделимы друг от друга в едином Видении — недвойственном сиянии Ригпа. Однако, чтобы описать прогресс в устойчивости Видений: в их однородности, неподвижности и размерах, — говорится о йинге, лугу гьюд и тигле.

16 Тиб. seng ge rtsal rdzogs chen po'i rgyud — великая тантра «Совершенная сила льва». Одна из rgyud bcu bdun.

17 Тиб. 'du 'bral med pa — "не существует вне связанности".

18 Синоним сердечного центра.

19 Т.е. Видения увеличиваются, "масштабируются".

20 Т.е. его сияния в виде сцепленного подвижного проявления "Нитеобразных Звеньев".

21 Индийские щиты из кожи носорога:


22 Тиб. gtan la phebs pa — достижение постоянства.

23 Тиб. tshad la phebs pa — достижение зрелости, кульминации развития.

24 Тиб. sangs rgyas pa — пребывание Буддой, т.е. в очищенном(sangs) и развитом(rgyas) состоянии.