Лонгчен Рабджам, Лонгченпа, Забмо Янгтиг, Общие положения высочайшего и сокровенного, Упадеша, Мэнгагде, Дзогчен

Главная



Автор: Лонгчен Рабджам (В данном тексте называющийся Жармедом Лонгъяном byar med klong yangs)
Название текста: Общие положения высочайшего и сокровенного
Из цикла учений Забмо Янгтиг (Глубочайшая эссенция)*
gsang ba bla med spyi babs bzhugs so
zab mo yang thig las dza


Здесь будут переданы общие непревзойдённые положения.
bla na med pa'i spyi babs bstan pa

Хвала великой обширности пустоты мира!
Энергии(thugs rje), возникающей в форме Тел, берущей начало в нерожденном пространстве,
Всеблагому самовозникающему Царю-Осознаванию(rig pa),
Пяти светам собственной природы и пяти Будда семействам, присущим состоянию спонтанной завершенности(lhun rdzogs) —
Вездесуще распространенной Энергии хвала!
stong khams gdal ba chen po la phyags 'tshal lo
skye med klong nas thugs rje'i skur bzhengs pa
rig pa'i rgyal po rang byung kun tu bzang
'od lnga'i rang bzhin rigs lnga lhun rdzogs ngang
thugs rje kun khyab 'phro la phyag 'tshal lo

Сущность(ngo bo) подлинного ума(sems nyid) — это его свобода от коренной основы(gzhi rtsa).
Его Природа(rang bzhin) — совершенное блаженство(сокр. от самбхогакаи) Ясного Света.
Его Энергия(thugs rje) — во всепроницаемости и во всеохватывающем проявлении.
Перед изначальными аспектами Будды преклоняюсь!
sems nyid ngo bo gzhi rtsa bral
rang bzhin 'od gsal longs spyod rdzogs
thugs rje kun khyab gdal ba shar
gdod nas rnams sangs rgyas la 'dud

Что касается внешних, внутренних, тайных и самых сокровенных разделов,
Самые сокровенные из них подобны непревзойденному царю.
Они являют собой достижение пика всех девяти буддийских колесниц.
Вот эти общие чистые положения:
phyi nang gsang ba yang gsang las
yang gsang rgyal po bla na med
theg pa rim dgu'i rtser son pa'i
spyi babs dag ni 'di nyid do

Троице — Основе, Пути и Плоду —
Присущи два качества: изначальная чистота(ka dag) и самосовершенство(lhun grub).
gzhi lam 'bras bu rnam gsum las
ka dag lhun grub gnyis su gnas

Аспекты изначальной чистоты(ka dag) сводятся к трём:
Первое — это изначальная чистота Основы;
Извечная свобода от основы-корня.
Временная фаза изначальной чистоты Пути —
Это собственный пустой ум, свободный от корня-источника.
И наконец, изначальная чистота Плода —
Это прибытие к изначальности исчерпания.
ka dag rnam pa gsum nyid las
thog ma gzhi yi ka dag ni
gdod nas gzhi rtsa bral ba'o
gnas skabs lam gyi ka dag ni
rang sems stong pa rtsa bral lo
mthar thug 'bras bu'i ka dag ni
gdod ma'i zad sar phyin pa'o

Троица самосовершенства(lhun grub): самосовершенство Основы
Выражается в бескрайнем светоносном Осознавании(rig pa),
Которое никогда не падает ни в сансарную обитель, ни в нирваническую,
Но пребывает как основа развёртывания для всего.
lhun grub gsum las gzhi lhun grub
'od mtha' med pa'i rig pa ni
'khor 'das gang du'ang ma lhung zhing
kun gyi gyes gzhir gnas pa'o

Временная фаза самосовершенства Пути —
Это величественная обитель, присущая сердцу-уму1,
В которой мирные и гневные божества(zhi khro) — это собственная ясность в виде сияния(gdangs) пяти светов,
Возникающих из глаз, словно безоблачное видение [небесного] дворца.
Так развивается полнота [Видения Дхарматы] Воочию(mngon sum)2.
gnas skabs lam gyi lhun grub ni
citta ngang khang gzhal yas na
zhi khro rang gsal 'od lnga'i gdangs
mig nas sprin bral mkhar snang ba
mngon sum gong 'phel tshad phebs so

И, в конечном счёте(mthar thug), самосовершенство Плода —
Это завершение(mthar) получения переживаний практики.
При этом видения исчерпываются, растворяясь в Дхармате3,
Являя тем самым внутреннее Дхату великого самосовершенства.
mthar thug 'bras bu'i lhung grub ni
de nyid nyams su blangs ba'i mthar
chos nyid zad pa'i snang ba thim
nang dbyings lhun grub chen po'o

Сияние(gdangs) Осознавания таково,
Что для сознательного существа, в соответствии с его уверенностью [естественного постижения],
Его собственное сияние(rang gdangs) — это Тела Будд пяти гневных семейств;
Всеобъемлющая мудрость пустоты и ясности.
de las slar yang rig pa'i gdangs
sems can rnams kyi mos pa bzhin
rang gdangs rigs lnga khro bo'i sku
stong gsal kun khyab ye shes so

Метод присутствия в естественной природе(rang bzhin) сансары и нирваны таков:
В сущностном состоянии полной(chen po) изначальной чистоты
Присутствует светоносное бескрайнее Осознавание,
Проявляющееся словно радуга в небе.
'khor 'das rang bzhin babs tshul ni
ka dag chen po'i ngang nyid las
'od mtha' med pa'i rig pa ni
mkha' la 'ja' tshon bzhin du shar

Будда(sangs rgyas) самосовершенства Основы —
Это изначальный владыка неизменной светоносности,
Который никогда не впадает в связанность сансарой или нирваной,
Являясь заведомо очищенным(sangs) и развитым(rgyas).
lhun grub gzhi yi sangs rgyas te
gdod ma'i mgon po 'od mi gyur
'khor 'das gang du'ang ma chad ching
sngar sangs sna nas rgyas pa'o

Возникновение потенциальности Осознавания(rig pa'i rtsal) таково,
Что с самого момента(tsam nyid nas)4 её возникновения, это — Самоосознавание(rang rig pa).
Изначальный Всеблагой —
Это изначальность освобождения в Основе.
Таким образом не копятся кармические следы.
de la rig pa'i rtsal gyos pa
gyos tsam nyid nas rang rig pa
thog ma'i kun tu bzang po ste
gzhi thog nyid nas grol ba'o
'dis ni bag chags ma bsags shing

Момент возникновения Самоосознавания —
Это единая мгновенная завершённость Будды.
Благие качества присутствуют в изначальной завершённости,
Поэтому, порождение будущего результата посредством причины и следствия
Не характерно для Кай и Мудростей.
skad cig gyos pa rang rig pas
skad cig gcig gis rdzogs sangs rgyas
yon tan ye nas rdzogs pas na
phyis 'byung rgyu 'bras des bskyed pa'i
sku dang ye shes ma yin te

Так как самосовершенство присуще Основе,
Не нужно достигать его усилием!
Этот единый момент таков,
Что познаваемое во всем видится сферой мандалы,
При этом, нигде уже нет места сансаре.
gdod nas gzhi la lhun grub phyir
rtsol bas bsgrub tu mi dgos pa'o
'dis ni skad cig gcig de la
shes bya'i dkyil 'khor kun gzigs pas
slar yang 'khor ba ma yin no

Из сущностной Основы состояния Будды
Непрерывно излучается потенциальность Осознавания(rig pa'i rtsal),
Но, если вследствие неведения относительно себя,
Ошибочно облачается в двойственность схватывающего субъекта('dzin) и удерживаемого объекта(gzung),
Возникает двойственное разнообразие "я" и "другого".
gzhi yi sangs rgyas ngang nyid las
rig pa'i rtsal 'phros 'phro mthud de
rang ma rig pas rang nyid la
gzung 'dzin gnyis su sgro btags pas
bdag gzhan gnyis sogs sna tshogs byung

В соответствии с созданными причинами и условиями,
Ум разделяется [далее] на грубый, тонкий и наитончайший5,
Что соответствует трём видам рождения в трёх [сансарных] мирах собственной проявленности:
В мире без форм, мире форм
И мире страстей, в которых и происходит рождение.
de yis rgyu dang rkyen byas te
sems kyang rags phrashin tu phra
gsum byung srid gsum rang shar te
thog mar gzugs med de nas gzugs
de nas 'dod pa'i khams su byung

Таков этот разнообразный, движущийся ум:
Основа и отсутствие, потенциальность(rtsal) и видимости.
Если в этом движении он узнает себя в лицо(rang ngo), которое пусто,
Все его изменения бесследно освобождаются.
Что может быть первичнее подобного освобождения?
de 'dra'i sna tshogs 'gyu ba'i sems
gzhi la med la rtsal la snang
'gyus stong rang ngo sus shes na
de ni grol ba byid du 'gyur
grol ba thog ma gang yin pa'o

Что касается пяти светов, присущих по природе(rang bzhin) Осознаванию,
То, поскольку первоначальное состояние [Всеосновы] разделилось на видимое и пустое6,
Можно выделить так же две формы потенциальности Осознавания(rig pa'i rtsal):
Видимую потенциальность и пустую потенциальность.
Видимая потенциальность — это тело и объекты(органов чувств);
Видимое разнообразие всего проявляющегося.
Это — потенциальность обширности самосовершенства.
rig pa 'od lnga'i rang bzhin ni
thog ma'i ngang las snang stong gnyis
de las rig pa'i rtsal yang gnyis
snang ba'i rtsal dang stong ba'i rtsal
snang ba'i rtsal ni lus dang yul
sna tshogs snang ba'i dngos kun shar
de yangs lhun grub rtsal du'u

Пустая потенциальность — движущийся ум.
Он является неукоренённой основой для излучаемого('phro) разнообразия,
Но невидим с самого момента излучения.
Это — саморождённая потенциальность изначальной чистоты.
stong ba'i rtsal ni 'gyu ba'i sems
gzhi rtsa med pa sna tshogs 'phro
'phros tsam nyid nas bltas na med
ka dag rtsal las rang byung no

Пока проявление благих качеств блокируется заблуждениями,
По причине видения потенциальности двух видов,
И в соответствии с ними, выполняется два вида практики:
Тогал и Трекчо.
yon tan skyon du shar bas na
rtsal 'di gnyis kyis mthong rkyen byas
de gnyis spyang byed rnam pa gnyis
thod rgal dang ni khreg chod do

Тогал применяют в отношении тела и объектов [органов чувств].
При этом материальность освобождается в собственном сиянии(rang gdangs) пяти светов.
В то время как изначальное Осознавание
Самоосвобождается внутри этих пяти светов.
thod rgal gyis ni lus dang yul
rdos bcas rang gdangs 'od lngar grol
de tshe thog ma'i rig pa ni
'od lnga'i nang du rang grol lo

Трекчо применяют в отношении движущегося ума.
В момент видения сущности движущегося,
Мысленные движения самоосвобождаются в движении.
При этом, мы просто оставляем всё как есть(cog bzhag) — естественно самопребывающим.
В этом случае неукоренённое Осознавание
Освобождается в исчерпывающем состоянии Дхарматы.
khreg chod gyis ni 'gyu ba'i sems
'gyus ba'i ngo bor bltas pa'i tshe
'gyu bas 'gyus ba rang grol nas
cog bzhag rang babs rang gnas pas
rtsa bral thog ma'i rig pa 'di
chos nyid zad pa'i ngang du grol

Изначальное самопребывание непреходяще и неизменно.
Четыре элемента исчерпываются в небоподобном пространстве,
Мысленные движения исчерпываются в Осознавании.
Саморождённый собственный свет пяти видов сияния(gdangs)
Самоявляет Мирных и Гневных Божеств(zhi khro) и т.п.
Безусловно, подобно отражению луны в воде или радуге в небе.
thog ma rang gnas 'pho 'gyur med
'byung bzhi zad pa'i nam mkha' la
'gyu ba zad pa'i rig pa de
rang byung rang 'od rnam lnga'i gdangs
zhi khro la sogs rang snang yang
rkyen bral chu zla 'ja' tshon bzhin

Самоявление божественной обители Акаништха
И меня самого(rang nyid) в форме хозяина со свитой, видимой вокруг,
Свободно от укротителя и укрощаемого.
rang snang 'og min gzhal yas na
rang nyid gtso 'khor tshul tsam snang
gdul bya 'dul byed ma yin no

Лучи-Нирманы распространяются так:
Для сознательных существ, в соответствии с их верой,
Созданные, рожденные, Великие Просветленные,
Мирные и гневные виды Нирман7
Проявляются во всех локах для усмиряемых существ
В виде магических эманаций в формах, соответствующих их нуждам,
Во всём присутствуя спонтанно(lhun gyis grub) для их блага.
de las sprul pa'i zer 'phros pas
sems can rnams kyi mos pa bzhin
bzo dang skye dang byang chub che
zhi dang khro bo'i rnam sprul ni
gdul bya'i 'jig rten gang yod der
ji ltar 'tshams pa'i cho 'phrul gyis
'gro ba'i don kun lhun gyis grub

Это наставления по Дхарме высшей истинности,
Не выходящие за пределы постижения того, как оно есть.
Поэтому они были составлены Обширным Пространством Недеяния(Жармедом Лонгъяном)
На горе Чимпу8.
chos tshul 'di ni nges pa'i don
ji bzhin nyid las dgongs don med
des na byar med klong yangs kyis
mchims phu dpal gyi ri la sbyar

Во Благо! Во Благо! Во Благо!
dge'o dge'o dge'o


С тибетского языка на русский перевел Ригцал Тругпа(Rig rtsal sprugs pa) 4 мая 2013 г. (2140 год темной водной змеи самки 3 Месяца 25 Лунного дня). Исправлено 06.08.2017

_________________
1. санскр. citta, тиб. sems. Использован именно санскритский термин, потому что контекст объясняемого — это связь между сердцем и глазами по особому каналу "кати". Читта - в общеиндийском смысле - это и сердце и "ум", понимаемый различными способами.

2. chos nyid mngon sum kyi snang ba — Видение Дхарматы Воочию, первый этап Видений Тогал.

3. chos nyid zad pa'i snang ba — Видение исчерпания в Дхармате, четвёртый и завершающий этап Тогал.

4.Не в виде поворота уже двойственного, схватывающего сознания "на себя", а в результате обнажённого присутствия в первичной, потенциальной мудрости самоосознавания и не впадение в отвлечение в дальнейшем. Этот момент объясняется при сравнении учений Йогачары и Дзогчена. "Поворот внимания" может быть только предшествующим условием "узнавания", которое происходит при освобождении от этой внимающей внутрь деятельности в недвойственности "видящего и видимого", т.е. вне усилия.

5.В Ваджраяне, в частности в школе Гелугпа, часто говорят о Ясном Свете, как о "наитончайшем уме", в который нужно привнести постижение пустотности

6.Т.е. на форму и ментальное, видимости и познание. stong, в данном случае, не следует понимать как "пустотность"(тиб. stong pa nyid, санскр. sunyata)

7."Этих учителей ещё называют "укротителями", в то время как различные классы существ — адские существа, голодные духи, животные, люди, полубоги и боги — называются "подлежащими укрощению". Те, кто их укрощает — это эманации будд, они появляются в каждом из шести миров. Будда — это некто, кто уже совершил всё, что возможно совершить для своего блага. Теперь вся его активность направлена на благо других. Будда появляется только ради других. Будды появляются во всех шести мирах, а не только в мире людей. В мире богов Будду зовут Шакра, король богов. Среди полубогов его зовут Таксанг, среди людей — Шакьямуни, среди животных — Стойкий Лев, среди голодных духов — Пламенные Уста, а среди адских существ — Дхармараджа. Большинство существ в этих мирах воспринимает эти эманации будд всего лишь как королей или правителей своих миров. Нирманакайи появляются в мире четырьмя путями. Существуют созданные нирманакайи — священные изображения: такие, например, как три знаменитые статуи, первоначально хранившиеся на ступе в Бодхгае (две из них сейчас находятся в Лхасе). Есть, кроме того, высшая нирманакайя; в сутрах сказано, что это — Будда Шакьямуни. Высшая нирманакайя учений Ваджраяны — это Падмасамбхава, манифестировавший себя как миллиард одновременно существующих Падмасамбхав. Есть также воплощающиеся нирманакайи — великие мастера, которых в тибетской традиции называют тулку. И, наконец, есть разнообразные нирманакайи, появляющиеся во многих различных формах, чтобы воздействовать на живых существ или приносить им благо, в зависимости от их нужд. Эти нирманакайи могут появляться в невероятном разнообразии форм, например, в виде моста или корабля. Будды могут появляться в любой возможной форме, используя способы, лежащие далеко за пределами понимания обычных людей."

Тулку Ургьен Ринпоче
Повторяя слова Будды
Перевод с английского: Б. Гребенщиков, С.Селиванов

8.Чимпу — гора, возвышающаяся над монастырём Самье, где расположено множество ретритных пещер и хижин отшельников. Даже в наши дни практикующие продолжают проводить там ретриты. Во время основания монастыря Самье по просьбе Царя Трисонга Децена Падмасамбхава открыл мандалу учений Ваджраяны в пещерах Чимпу 25 ученикам, среди которых были Трисонг Децен, Еше Цогял и Вайрочана. Девять из них обрели сиддхи через практики садхан, которые он передал им.


______________
О цикле Забмо Янгтиг
"Ньингтиг Ябши" дословно значит "Четыре Части Ньингтиг". Он состоит из Вима Ньингтиг, Лама Янгтиг, Кхандро Ньингтиг и Кхандро Янгтиг. Вима Ньингтиг и Кхандро Ньингтиг известны как материнские тексты Ньингтиг, а Лама Янгтиг и Кхандро Янгтиг - дочерние тексты.
В Кхандро Ньингтиг содержится учение Падмасамбхавы в двух томах по Сокровенному Непревзойденному Циклу. Комментарии Лонгченпы по этому циклу в трёх томах известны как Кхандро Янгтиг.
Четыре тома, под названием Вима Ньингтиг (bi ma snying thig) содержат учение линии передачи Вималамитры, объединяющего два аспекта Сокровенного Непревзойденного Цикла – линии наставлений с текстами и линии слушания без текстов. 51 комментарий Лонгченпы по этому циклу учения содержатся в двух томах, известных как Лама Янгтиг (bla ma yang thig). Лонгченпа также написал два тома комментария по двум линиям передачи, под названием Забмо Янгтиг (zab mo yang thig).